Краткая история Царского Села
Земля, на которой в XVIII веке возникла пышная резиденция Императорского Двора – Царское Село, издревле входила в состав Новгородских земель и составляла Дудеровский погост Новгородского уезда. В ходе борьбы русских, шведов и немцев за контроль над выходом в Балтийское море местность у реки Невы время от времени переходила из рук в руки и на конец XVII века принадлежала Швеции.
Примечательно шведское название приневской территории – Ингерманландия. Оно образовано от слов Ingerin-maa – земля Ингриков, т.е. Ижоры. Финское название этой народности было Ingerikot. Шведы добавили ещё раз слово land – земля, не поняв, что слово maa означает то же понятие.
В ходе Северной войны Пётр Великий возвратил этот край России и назначил своего любимца Александра Даниловича Меньшикова Генеральным Губернатором Ингерманландии, Карелии и Эстляндии.
Среди поместий Ингерманландии по шведским писцовым книгам числилась Сарская мыза, по-шведски Saritzhof (поселение Сарица с господским домом «гоф»).
В 1710 году Пётр передал своей будущей жене, а потом императрице Екатерине Алексеевне часть владений Меньшикова. Екатерина деятельно принялась за улучшение и расширение Сарской мызы, название которой позднее трансформировалось в Сарское, а затем и в Царское Село.
При Екатерине I появился первый небольшой каменный дворец и сад, устроенный на голландский манер.
По смерти Екатерины I в 1727 году Сарская мыза перешла в собственность её дочери, цесаревны Елизаветы Петровны. Имея недостаток в средствах, цесаревна строго контролировала доходы и расходы своих вотчин. Став императрицей в 1741 году, Елизавета резко увеличила траты на свою любимую резиденцию и приказала перестроить дворец и благоустроить Старый сад.
В течение своего шестимесячного царствования Пётр III провёл в Царском Селе неделю в феврале 1762 года.
Императрица Екатерина II предпочитала Царское Село остальным пригородам Петербурга, и проводила в этой резиденции почти каждое лето. Ко времени ее правления относятся некоторые переделки во дворце и расширение сада. Он был устроен на манер «английских пейзажных парков», в нём появляются новые постройки - Адмиралтейство, павильон «Турецкая баня», павильон «Холодные бани» с Агатовыми комнатами.
В 1792 году Екатерина II заказывает строительство Александровского дворца, который она дарит на свадьбу своему внуку, будущему императору Александру I. Также вокруг дворца был разбит живописный пейзажный Александровский Парк.
Пятилетие правления Павла I было тяжёлым временем для Царского Села. Архитектор Винченцо Бренна (Vincenzo Brenna), строитель Михайловского замка, получил повеление взять из Царского Села всё, что считает нужным для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины.
Во времена царствования Александра I Царское Село стало престижным пригородом. Именно в Царском Селе Александр I основывает знаменитый Императорский Царскосельский Лицей - учебное заведение для мальчиков из аристократических семей. Знаменитыми выпускниками Лицея были поэт А. С. Пушкин, канцлер А.М. Горчаков, адмирал и полярный исследователь Ф. Ф. Матюшкин и другие.
Император Николай I делил свой отпуск между Петергофом и Царским Селом. В последнем он останавливался в Александровском дворце.
При Николае I была построена первая пассажирская железная дорога. В 1836 году она соединила Царское Село и Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Машинистом стал строитель первых железных дорог в Чехии и Австрии инженер Герстнер, а в числе первых пассажиров — Николай I.
В 1887 году, при Александре III, была построена электростанция и протянуто 64 км воздушной сети. Интересно, что Царское Село стало первым городом в Европе, полностью и исключительно освещённым электричеством.
Николай II родился в Александровском дворце Царского Села в 1868 году. Этот дворец был его основной резиденцией с 1905 по 1917 год и оттуда утром 1 августа 1917 года Временное правительство отправило императорскую семью в ссылку в сибирский город Тобольск.
При Николае II в Царском Селе были построены мусоросжигательные печи, новая канализационная сеть, биологическая очистная станция, спроектированная на население 40.000 человек и многое другое.
В 1911 году в шести комнатах павильона Верхняя ванна открыли с Высочайшего соизволения музей в память 200-летия Царского Села.
В 1918 году большевистское правительство, имея намерение создать образцовую детскую трудовую колонию, переименовало Царское Село в Детское Село Урицкого.
В дворцовых и парковых помещениях разместили Детский дом имени Юных Коммунаров, Дом отдыха сотрудников НКВД и другие организации.
В 1937 году в СССР с большим размахом отмечали 100 лет со дня смерти поэта А.С. Пушкина. В связи с этим Детское Село переименовали в Пушкин.
Во времена Второй мировой войны, с сентября 1941 по январь 1944 года город Пушкин был оккупирован немецкими войсками. В ходе боевых действий дворцы и парки были сильно повреждены.
С конца 1950 годов началась реставрация дворцово-паркового ансамбля. Большим достижением реставраторов стало полное восстановление утраченной в войну Янтарной комнаты.
В наше время Царское Село – это дворцово-парковый музейный комплекс, расположенный в г. Пушкин примерно в 25 км к югу от Санкт-Петербурга. Добраться до него можно на электричке с Витебского вокзала, либо на общественном транспорте от станции метро Московская.
Екатерининский дворец
В период с 1717 по 1724 годы, под руководством немецкого архитектора И. –Ф. Браунштейна, велось строительство первого каменного дворца в Царском Селе, тогда его называли «каменными палатами».
Позднее началась перестройка дворца, которую в 1748 году возглавил знаменитый архитектор Растрелли. Он полностью изменил здание, и в 1756 году представил императрице Елизавете Петровне роскошный дворец в стиле барокко. Дворец поражал богатством отделки. Только на золочение внутренних интерьеров и элементов фасада ушло около 100 кг золота. В это время во дворце создаются Янтарная комната и Золотая анфилада. Дворец именовали Большим Царскосельским дворцом или Екатерининским дворцом (в честь первой владелицы Екатерины I).
В 1770-х годах императрица Екатерина II пригласила шотландского архитектора Ч. Камерона, чтобы он оформил жилые покои. Императрице не нравился барокко; она строила, придерживаясь или античных образцов, или английской готики. В Екатерининском дворце появились Лионский и Арабесковый залы и ряд других изящных интерьеров.
В 1817 году император Александр I заказал русскому архитектору Стасову оформление нескольких личных комнат, а в 1860-х годах под руководством итальянского архитектора И. Монигетти была оформлена Главная парадная лестница дворца.
Янтарная комната
Это самая известная комната Екатерининского дворца. Янтарный кабинет изготовили в начале XVIII века по заказу прусского короля. Пётр I довольно бесцеремонно выпросил у Фридриха-Вильгельма I этот кабинет («Русск. Стар.». 1878 г. Январь, стр. 186), находившийся в Берлинском дворце Монбижу.
В России он пролежал без употребления до 1755 года, когда его перенесли в Царское Село. Архитектор Растрелли добавил аллегорические мозаики из Флоренции, изображавшие пять чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.
В 1941 году дворец был захвачен немецкими войсками. По официальной версии Янтарная Комната не была эвакуирована «из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.»*
Оккупанты нашли панели и перевезли их в Кенигсберг; «в дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.»*
Предположительно, во время отступления в 1944 году немцы вывезли янтарные панели из замка Кенигсберга. Одним из косвенных доказательств вывоза панелей является факт появления одной из четырех флорентийских мозаик «Обоняние и Осязание» из подлинной Янтарной комнаты в 1997. Мозаику пытался продать некий немецкий нотариус, который в свою очередь получил ее от немецкого офицера, учувствовавшего в вывозе янтарных панелей из Кенигсберга. Немецкое правительство конфисковало мозаику и вместе с янтарным комодом 1711 года передало Российской Федерации в 2000 году.
Воссоздание Янтарной комнаты продолжалось 24 года и завершилось в 2003 г.
Екатерининский парк
Екатерининский Парк располагается вокруг Екатерининского дворца и состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка.
Некоторые примечательные здания регулярного Старого сада.
«Верхняя» ванна
Построена в 1778 году и служила баней для лиц Императорской семьи. В 1911 году помещение приспособили под музей. В настоящее время в павильоне проводятся временные выставки.
«Нижняя» ванна
Павильон построен в 1778-79 годах и использовался как баня для придворных. В ходе ВОВ почти не пострадал. В настоящее время в павильоне находится экспозиция «Кавалерская мыльня XXI века» где представлены банное оборудование – ванны, печи и камины, принадлежности – кадки, веники, мочала, а также другие предметы, связанные с баней.
Павильоны «Эрмитаж» и «Эрмитажная кухня»
Построен в 1743 – 1753 годах в стиле барокко. Особенность эрмитажной залы на втором этаже заключалась в том, что в ней проводились обеды, при которых не присутствует прислуга. При помощи особых подъемников столы опускались на первый этаж, где сервировались и механическим путём поднимались наверх. Одновременно за пятью столами могли сидеть 35 человек. Очевидно, что при таких обедах можно вести беседу без опаски быть подслушанным прислугой. С этой особенностью, вероятно, и связано название павильона – «хижина отшельника» в переводе с французского. В настоящее время в павильоне представлены исторические интерьеры, включая столы, подъёмные механизмы, росписи и так далее. Неподалёку от Эрмитажа находится павильон «Эрмитажная кухня», построенный в 1774 году. Запахи из кухни не достигали обеденного зала.
Павильон «Грот» или Утренняя зала
Назначение грота при Екатерине Второй было служить местом хранения «антиков» - античных произведений искусства. Она очень любила вид от грота на Большой пруд и часто удалялась сюда для занятий делами и литературой. Сюда в эти дни к 10 утра сигналом созывалась молодёжь для общего «фриштика» (завтрака) чаем, кофе и шоколадом. В настоящее время в павильоне проходят временные выставки.
Камеронова галерея
Павильон построен в конце XVIII века шотландским архитектором Чарльзом Камероном и русским архитектором Иваном Нееловым на границе Старого сада и Пейзажного парка. Галерея украшена статуями и бюстами античных богов, героев, мыслителей и правителей, а также некоторых известных деятелей Нового времени. Екатерина Вторая использовала галерею для прогулок и философских бесед.
Использованная литература:
- Вильчковский С. Н. Царское село. Репринт издания 1911 года. Мраморная серия. СПБ. Титул. 1992 г.
- Официальный сайт Государственного музея-заповедника Царское Село tzar.ru
- В. Егоров. Русские великаны прусского короля. "Большие мужики" в иноземной службе 1712-1746 "Военная иллюстрация", М., 1998.