Причиной строительства собора стало трагическое событие, произошедшее в Санкт-Петербурге 1 марта 1881 года, когда взрывом бомбы, брошенной революционером-террористом Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен император Александр II «Освободитель», который в 1861 году отменил в России крепостное право.
Покушение произошло в самом центре города, на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова). Во время взрыва императору оторвало ноги. Спустя почти два часа после покушения он умер от потери крови в Зимнем дворце.
Уже на следующий день приняли решение о строительстве храма-памятника на месте покушения. Вскоре место трагедии огородили и на нем была возведена временная часовня.
Объявили конкурс на лучший проект будущего храма Воскресения Христова. Первый конкурс был безрезультатным, так как правящий император Александр III не одобрил ни один из предложенных проектов. Царь желал, чтобы мемориальный храм был выполнен в «русском стиле» и был похож на московские церкви XVII века. Поэтому объявили второй конкурс, и спустя 30 дней определили победителя. Им стал Альфред Александрович Парланд – русский архитектор шотландского происхождения.
6 октября 1883 года храм торжественно заложили. По традиции была сделана памятная медаль, которую поместили в основание алтаря будущего храма.
Строительство продолжалось 24 года. Архитектор Парланд впервые в Санкт-Петербурге в качестве фундамента будущего собора использовал бетонную подушку. До этого архитекторы использовали свайные фундаменты. Проектом предусматривалось электрическое освещение, паровое отопление, а кресты на куполах снабдили громоотводами.
Месту, где был смертельно ранен Александр II, следовало находиться внутри будущего собора, то есть храм строился вокруг места покушения. Император во время взрыва стоял у самой решетки набережной канала, поэтому набережную в этом месте расширили.
Строительство собора обошлось в 4 606 756 рублей, огромную сумму по тем временам. Большая часть денег оплачивалась из государственной казны, а также это были пожертвования, сделанные царской семьей, учреждениями и частными лицами.
Храм освятили в 1907 году в честь Воскресения Христова. В народе укрепилось название Храм Спаса на Крови (то есть храм, построенный в честь воскресения Спасителя на крови убитого императора). Собор получил статус храма-памятника и находился на полном государственном обеспечении. Ежедневно в нём проводились службы с заупокойной литией по императору Александру II.
Храм венчают 9 куполов, часть из них золочённые, а часть эмалевые. Высота собора 81 метр. Для отделки собора использовался мрамор и полудрагоценные камни из России и других стран.
Внутреннее убранство храма выполнено очень богато. Пол вымощен разноцветным итальянским мрамором из Генуи, и состоит из 45 мозаичных «ковров» с толщиной пластин 0,5 - 1 см. Стены украшены мозаикой с сюжетами на библейские темы. Общая площадь мозаики храма составляет 7000 кв. м.
В ходе строительства объявили конкурс для выбора мозаичной мастерской. Среди участников были: Российская Академия Художеств, немецкая фирма «Пул и Вагнер», итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», а также петербургская мастерская братьев Фроловых. Именно эта мастерская была объявлена победителем в 1896 году. Метод выполнения мозаики братьями Фроловыми был самым дешёвым и быстрым, а образцы их мозаики показали лучший результат в испытаниях петербургским климатом.
После революции 1917 года Спас на Крови стал обычным приходским храмом. Имущество собора национализировали. С 1923 по 1927 годы Спас на Крови носил статус Кафедрального собора петроградской епархии и находился в ведении так называемых «обновленцев» - представителей просоветского духовенства.
В 1930 году храм «Спас на Крови» закрыли. Недолгое время в нем размещалась выставка, посвящённая история народовольческого движения в России и прославлявшая убийц Александра II. А в 1934 году решили уничтожить собор, как «не представляющий исторической и художественной ценности». Его планировали взорвать в 1941 году, а до этого времени использовали как склад и овощехранилище. Разрушение собора не состоялось, потому что в 1941 году началась Великая Отечественная Война.
Во время блокады в соборе располагался морг. Храм сильно пострадал от сырости и бомбежек. Позднее стало известно, что в главный купол попал фугасный снаряд. Он не взорвался, и был обнаружен лишь в 1961 году.
В 1968 году собор признали памятником исторического и художественного наследия, после чего начались долгие годы реставрации. В 1997 году его открыли для посетителей. В настоящее время храм относится к музейному комплексу «Исаакиевский собор». В нём проводятся экскурсии, однако по воскресным дням и значимым православным праздникам в соборе проходят богослужения.
Режим работы
Музей-памятник «Спас на Крови» работает с 10:30 до 18:00. Выходной день – среда
Вечерние программы музея
С 18:00 до 22:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда)
Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.
Часовня-музей (часовня музея-памятника «Спас на Крови») – музей камня работает с 10:00 до 18:00 (с 1 мая по 30 сентября ежедневно; с 1 октября по 30 апреля выходной день – вторая среда месяца)
Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.